Методическое обеспечение программы:
Парциальная программа "Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет"
Тимофеева Л.Л. Парциальная программа. — СПб. : ООО «Издательство Детство - Пресс», 2019
Аннотация
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» предлагает пути решения поиска путей обеспечения безопасности дошкольников на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности, кроме того потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. На протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО): обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов, содержание работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. В парциальной программе «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» представлены задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Цель программы — формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи реализации программы:
• обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
• формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных 10 ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
• развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
• развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
• формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
• формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
• формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
• формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
Парциальная программа «Цветные ладошки».
Лыкова И. А. Парциальная программа Художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» Москва 2019
Аннотация
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
Цель занятий изобразительным искусством – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Основные задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ:
1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие–исполни тель ство– творчество.
5. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:
Дополнительная общеобразовательная программа физической направленности
«Веселый мяч»
Цель программы - обогащение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, за счет разнообразных действий с мячом.
Задачи:
1. Укреплять здоровье, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма.
2. Упражнять детей младшего дошкольного возраста выполнять действия с мячом.
3. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве.
4. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом.
5. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Программа состоит из 7 разделов:
O Прокатывание мяча
O Бросание мяча
O Ловля мяча
O Отбивание мяча
O Метание мяча
O Ведение мяча
O Развлечение
Структура образовательной деятельности:
1) Вводная часть:
- ходьба; - бег.
2) Общеразвивающие упражнения:
- с мячом.
3) Основная часть:
- разучивание, повторение и закрепление действий с мячом;
- подвижная игра.
4) Заключительная часть:
- игра малой подвижности;
- дыхательная гимнастика
Занятия с детьми 4-5 года жизни проводит Ольга Борисовна Смирнова, инструктор по физической культуре.
Программа физического развития "Веселый мяч"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности
"Солнечные лучики"
Цель программы:
Создание развивающих условий, открывающих возможности для позитивной социализации каждого ребенка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в области детской театрализованной деятельности.
Задачи:
-
активизировать познавательный интерес детей;
-
развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
-
снимать зажатость и скованность;
-
развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
-
учить согласовывать свои действия с другими детьми;
-
воспитывать доброжелательность и контактность со сверстниками и взрослыми;
-
учить импровизировать игры-драматизации и темы знакомых сказок;
-
развивать простейшие образно-выразительные умения;
-
развивать чувство ритма и координацию движений;
-
развивать пластическую выразительность и музыкальность;
-
развивать умение произвольно размещаться и передвигаться по сценической площадке;
-
развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и дикцию на материале скороговорок и стихов;
-
тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
-
пополнять и обогащать словарный запас;
-
учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам;
-
учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
-
знакомить с театральной терминологией;
-
знакомить с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, теней и др.);
-
воспитывать культуру поведения в театре.