Развивающая предметно-пространственная среда

  муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 73

"Солнышко"

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

      Развитие ребенка  зависит  не  только  от  того,  как  организован  процесс  воспитания  и  развития,  но  и  где  и  в  каком  окружении  он  живет. Иначе  говоря,  правильно  организованная  взрослым  среда, в которой  живет    ребенок,  способствует  его  развитию. Активность  ребенка  в  условиях  обогащенной  развивающей  среды  стимулируется свободой  выбора  деятельности.

         Под развивающей  предметно-пространственной  средой педагоги  нашего детского  сада понимают   естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

     Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самопознанию. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

     При создании развивающей среды  педагоги  учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

     Развивающая среда в дошкольном учреждении создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и оформляется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно. В детском саду фукционируют 7 групп. Из них две группы раннего возраста.

      В детском саду  созданы  развивающие  зоны, уголки для  самостоятельного,  активного  и  целенаправленного  действия  детей  во  всех видах  деятельности:  игровой,  двигательной,  изобразительной,  театрализованной,  конструктивной  и  т.д.,  которые  размещаются  и содержат  разнообразные  материалы  для  развивающих  игр  и  занятий. Работа  по  совершенствованию  развивающей  среды  в  МДОУ  детский  сад  проводится  в соответствии  с  годовым  планом, требованиями ФГОС ДО  по  всем  возрастным  группам.

      Основными элементами  развивающей среды в детском саду являются  природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные  студии  и  студии, где осуществляется  познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные  и  информационные  средства  обучения и воспитания.

  Участки, где осуществляются прогулки детей оснащены малыми архитектурными формами: домики, скамеечки и столы, специальная техника, песочницы. Имеется  площадки с физкультурным оборудованием для занятий на свежем воздухе. Каждая веранда украшена картинками и атрибутами для игр согласно сезону. В детском саду оснащены и функционируют кабинет учителя-логопеда, кабинет для организации кружковой деятельности (кружок "Сказки Фиолетового леса" и "Удивительное тесто"), два музыкально-физкультурных зала. В кабинете делопроизводителя и методическом кабинете в наличии компьютеры и техника, с помощью которых возможен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

 

      Расположение  мебели  и  игрового  оборудования  отвечает  требованиям  техники  безопасности,  санитарно-гигиеническим нормам,  физиологии  детей,  принципам  функционального  комфорта,  позволяет  детям  свободно  перемещаться.  Развивающая предметно-пространственная  среда  в  МДОУ  детский  сад  отвечает  художественно-эстетическим  требованиям.

      Пространство   помещений   преобразовано  в разнообразные  «уголки» и «центры», которые  выполняют  потребность  ребенка  в  развитии  познавательного  общения  и  активности.  В  то  же  время  некоторые  уголки    предполагают  уединение ребенка, предоставление  возможности  ему  побыть  одному,  развитие  способности  к  самостоятельности.

      Расположение  предметов  и организация  развивающей  среды  в  различных  возрастных  группах  имеют  отличительные  признаки.

      В группах  раннего  возраста  выделено  большое  открытое  пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями, широко представлены  игры и материалы по сенсорному развитию, игры по развитию речи.    

 

 

      В группах младшего дошкольного возраста развернуты уголки сюжетно-ролевых игр, расширен раздел сенсорики.

      В группах  старшего дошкольного возраста созданы уголки «уединения» и  психологического  отдыха; а также  самое  посещаемое  детьми  место - источник информации  и неиссякаемого  интереса – центр экспериментирования, развивающий  наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка; центр  конструирования  очень  любят  мальчики.

      В группах  пространственное  расположение  игр  подчинено  развитию  речи  и основных  психических  процессов.

      В  каждой  возрастной  группе  особое  внимание  уделяется  «уголку  двигательной  активности», где  дети  могут  свободно  поиграть  с  кеглями, мячами, обручами  и  скакалками,  походить  босиком  по  ребристым  дорожкам.

 

      Для  умственного  развития  существует  «математический  центр»  в  группах, где  много  развивающих  игр.

      В каждой  возрастной  группе   есть  уголок  природы  с различными видами  растений, занимательными экологическими  играми. Уголок  природы содержит  календарь  природы, материалы  опытнической деятельности, аквариумы  с рыбками,  дидактические  игры,  картинки  и  иллюстрации  о  природе, а так же поделки  из  природного  материала.  

 

      Имеющийся  в  детском  саду  материал  и  правильная  его  организация  способствуют, таким образом, формированию  у детей  бережного  и  уважительного  отношения  к  природе,  развитию  экологической  воспитанности  и  экологического  сознания.

      Для  развития  детского  творчества – центры  изодеятельности  с  наличием  материалов  и  средств  изобразительной  деятельности.

 

      В Центре   театрализованной  деятельности  ребенок  может  найти  образы  героев  для  пальчикового, настольного, кукольного  театра, подобрать  атрибуты  для  игры – драматизации  и  режиссерских  игр, где  всегда  есть  возможность  развить  свою  фантазию, речь,  ее  интонацию, выразительность.

 
 
    
     Каждому  ребенку  хочется  иметь  свои  секреты, личные, никому  не  рассказанные. Для  этого  в  группах  есть «сундучки  секретов» - здесь  дети  раскладывают  свои  самые  сокровенные  тайны, сохраняемые  в  сундучках  и шкатулках.

      В  уголках социального развития  хранятся  фотографии,  семейные альбомы,  иллюстрации, игры, упражнения  на  определение  эмоций,  чувств  и  состояний  человека,  природы.

      Таким  образом,  в  детском  саду  созданы  условия,  соответствующие  формированию  психологических  новообразований,  которые  проявляются  у  детей  в  разные  периоды  дошкольного  детства.

      Содержание  предметно-развивающей  среды  соответствует  интересам  мальчиков  и девочек,  периодически  изменяется,  варьируется,  постоянно  обогащается  с  ориентацией  на  поддержание  интереса  детей,  на  «зону  ближайшего  развития»,  на  информативность  и  индивидуальные  возможности  и  способности  детей. 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»